6-7 октября в Чувашском госуниверситете при поддержке Московской школы управления Сколково прошло обучение руководителей и сотрудников вуза по программе повышения квалификации «Управление университетом».
Один из залов спортивного комплекса на два дня превратился в коворкинг-центр, заполненный мониторами и экранами. Учебный процесс включал в себя использование компьютерного симулятора управленческих компетенций – он моделирует ситуации принятия управленческих решений различного уровня (стратегического, тактического, операционного) в образовательных организациях. В программе представлены различные сферы деятельности университета: инновационная деятельность, образовательная политика, управление инфраструктурой и человеческим капиталом, маркетинг, международная деятельность, система управления и финансы. Каждая команда поставила цель: привести свой виртуальный университет за условные 6 периодов, соответствующим 6 астрономическим годам, в топ-100 мирового рейтинга «Тimes Higher Education Ranking (THE)».
«Мероприятия такого формата ранее в вузах региона не проводились. Здесь мы решаем реальные задачи образовательного учреждения, практикуем работу в команде, проявляем управленческие навыки. В рамках программы мы сначала виртуально трансформируем образование в вузе, а затем перенесем лучшие практики в реальность, что положительно скажется на всей деятельности университета», – отметил ректор ЧГУ А.Ю. Александров.
В первый день участники с помощью разработчиков освоили работу с симулятором и приступили к выполнению заданий. Было «прожито» три «года», после каждого периода игры проводился аналитический разбор положения виртуального университета, закрепленного за каждой командой. «Паутинка» (диаграмма) текущих показателей менялась и наглядно демонстрировала их рост или падение. Члены команд путем проб и ошибок, скрупулезного анализа должны были понять связь различных показателей развития вуза, например, «научная репутация», «доля НПР», «доля иностранных студентов», «доход от бизнеса», и построить стратегию, которая поможет университету войти в топ-100 рейтинга. При этом «мозг» симулятора не просто сопоставлял результаты всех команд, но и учитывал конкуренцию между ними, имитируя ситуацию на мировом образовательном рынке. После анализа достижений команды выступали с докладами, где рассказывали о своих удачных и неудачных решениях.
В итоге после шести периодов во второй день работы в заветную сотню пробиться не удалось ни одной команде, но вплотную приблизились к цели сразу несколько, заняв места в пределах 103-110. Как отметили организаторы, это достойный итог. «За годы проведения симуляционной сессии мы убедились, что вузы все разные, по-разному реагируют, включаются в процесс. Ваш университет выделяет высокий уровень ответственности, участники достаточно долго входили в процесс, но в итоге показали достойные результаты. Это наводит на мысль, что команды подошли к участию осознанно, глубоко, аналитически разбирали многие вопросы», – подчеркнула О.Л. Назайкинская, директор Центра трансформации образования Московской школы управления СКОЛКОВО.
«Получил массу положительных эмоций от участия. Игра позволила взглянуть на работу крупного вуза в комплексе. В текущей работе мы заостряем внимание только на отдельных аспектах жизнедеятельности нашего университета, симулятор же позволил переосмыслить многие бизнес-процессы. Некоторые элементы игры планирую использовать в учебном процессе при преподавании управленческих дисциплин», – поделился впечатлениями участник симуляционной сессии по управлению виртуальным университетом, доцент кафедры менеджмента и маркетинга В.Л. Гурджиян.
О. Герасимова